Америка времён сухого закона – грандиозный эксперимент над людьми, демонстрирующий, что алкоголь в свободном доступе гораздо меньшее зло, чем его полное запрещение.
Действие сухого закона США продолжалось почти 13 лет (а на некоторых территориях его до сих пор не отменили), правительство США честно пыталось оздоровить нацию, но всё больше и больше теряло контроль над ситуацией.
Достойные доверия американские источники указывают, что уровень потребления алкоголя за этот период не только не снизился, но и возрос.
Кроме печально известных бутлегеров в деле насыщения алкогольного рынка участвовали: священники (мало того, что количество прихожан увеличилось на порядок, так ещё и различные церкви стали плодиться), аптекари и врачи (на алкоголь выписывали рецепты как на лекарственный препарат) и виноделы (продажа виноградных брикетов при совершении нехитрых манипуляций превращающихся в вино).
Часть алкогольных компаний по-быстрому перенесла производство из США, но о своей родине не забыла, продолжая поставлять туда свою продукцию. Одним из таких примеров можно считать компанию Bacardi, за лет «сухих» лет превратившуюся в гиганта алкогольной промышленности.
Но был ещё один способ доставки алкоголя потребителю. Грязный и подлый. Бутлегеры воровали спирт для технических нужд, очищали его по мере знаний и наличия совести и продавали жаждущим. Цена была низкая, покупатели находились всегда.
Когда подобная практика достигла апогея, правительство издало указ о добавлении в технический спирт различных жидкостей с неприятным запахом. Был шанс, что у потребителя всё-таки проснётся инстинкт самосохранения.
Не тут-то было. У бутлегеров в штате состояло немало химиков, способных разделить фракции с различным молекулярным весом. Вскоре процесс очистки наладился и всё стало по-старому.
Тогда в технический спирт стали добавлять метиловый, одна часть к 25-ти этанола. Этого было достаточно, чтобы потребитель умирал после трёх рюмок.
Разделять метиловый и этиловый спирт бутлегеры не умели, да и смысла особого не видели – органолептически разницу не выявить. Обидно, что отравление метанолом можно вылечить, используя этиловый спирт, но он-то как раз был в дефиците.
Люди умирали сотнями. Метанол в технический спирт продолжали добавлять. Сейчас, описывая эти события, авторы употребляют термин "chemist's war of Prohibition". Есть данные, что за 13 лет существования сухого закона количество отравлений метанолом со смертельным исходом составило около десяти тысяч человек. Не все из них попали под правительственную программу, конечно.
Никто в правительстве, конечно, в открытую не говорил, что метанол добавлен для отравления любителей алкоголя, но никто и не отрицал, что метанол в технический спирт добавляется и формулу менять никто не собирается.
В Нью-Йорке, например, распространялись листовки, оповещающие, что весь алкоголь может оказаться отравленным ("[P]ractically all the liquor that is sold in New York today is toxic").
P.S. Прежде чем публиковать подобную информацию, мы её проверили. Хорошо проверили. Все факты находятся в открытом доступе, правительство вину на себя брать не собирается. В американской прессе статьи на эту тему написаны гораздо злее, чем это сделали мы (логично, у нас родственником метилом не травили). Более того, подобный способ был употреблён ещё один раз, уже в 70-е для отравления одного растения, употребление которого в настоящее время в США всячески пропагандируется.