В истории скотча было немало взлётов и падений, похоже, очередной взлёт заканчивается.
В истории скотча было немало взлётов и падений, похоже, очередной взлёт заканчивается.
Где-то в конце девяностых годов прошлого века начался очередной рост популярности шотландского виски. Начали строиться новые винокурни (например, на острове Айла возвели с нуля винокурню Kilchoman) и открываться старые.
Экспорт скотча составляет около шести миллиардов долларов ежегодно - прекрасный способ пополнить бюджет.
Но, как говорится, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Настали тяжёлые времена и для шотладнсокго виски.
В данный момент можно выявить три проблемы, с которыми сталкивается отрасль.
Проблема первая.
Повышение пошлин для ввоза напитка в США. Трамп не пожадничал (или, наоборот, пожадничал, в зависимости от того, с какой стороны смотреть) и повысил пошлины на 25%. Понятно, что это сильно отразится на продаваемости скотча в стране.
США является самым крутым потребителем скотча, в 2018-м году она закупила его почти на полтора миллиарда долларов (чуть больше четверти всего экспорта!).Однако с момента повышения пошлин спрос на напиток стал снижаться. Кроме того, многие страны в ответ на ход американцев повысили пошлины на бурбон у себя, поэтому внутренний рынок США наполнен своей продукцией. Это уже сказалось на экспорте скотча в страну, в 2019 году он снизился на 250 миллионов долларов.
Проблема вторая.
Она пока не настолько явная, но и отмахнуться от неё не получится. Это выход Великобритании из Евросоюза. Автоматически это повлечёт за собой повышение пошлин и смену условий торговли. А страны Европы скотч уважают не меньше. Самый большой поклонник - Франция, она находится на втором месте после США по количеству ввозимого напитка. Германия и Испания также входят в десятку крупнейших потребителей.
Проблема третья.
Она исходит изнутри. Дело в том, что Великобритания, как и некоторые другие европейские страны начали активно бороться за экологию. К 2050 году страна подписала обязательство по возвращению детства Грете Тумберг, а именно достижению чистых нулевых выбросов углерода (компенсация выбросов парниковых газов путём удаления равного количества углекислого газа из атмосферы).
Ассоциация производителей скотча поддержала это обязательство и, в свою очередь выдвинула своё: достичь нулевых выбросов к 2045 году.
С одной стороны, это очень похвальное стремление, с другой, винокурням придётся многое менять в технологии, а это - немалые затраты на фоне остальных проблем.
Так, отходы производства (то, что остаётся от ячменя) раньше шли на корм скоту. Это было удобно и незатратно. Теперь же из этих отходов предлагается производить биотопливо.Мало того, что это требует дополнительных вложений от производителей, так ещё и практический выход становится ниже. От этого производства также остаются отходы, при должной переработке (опять же за счёт производителей) они превратятся в биоудобрения.
Часть крупных концернов уже начала внедрять у себя подобные технологии, мелкие же компании пока этого потянуть не могут.
Ещё одним способом увеличения экологичности стал переход на бумажную упаковку. Но пока этим занимаются только самые смелые (мы рассказывали о попытке разлить чёрный Johnnie Walker в бумажные упаковки). А самые умные вспомнили о прекрасном методе повторной переработки стеклотары и теперь с гордостью об этом рассказывают.
Тем не менее, шотландские винокуры - предприимчивый народ (видимо, сказалась долгая практика сбегания от английских налогов ).
Мелкие компании придумали различные способы заявить о своей экологичности, но при этом не сильно потерять в деньгах.
К таким нововведениям относятся: посадка камыша у источника сточных вод для их фильтрации или переход на биоячмень.