А пару раз японский виски даже обгонял шотландский.
Конечно, объёмы производства японского виски с шотландским не сравнить, однако по качеству эти напитки вполне сопоставимы.
История японского виски началась достаточно давно, в 1923-м году, когда японский студент Масатака Такэцуру вернулся со стажировки из Шотландии, где он обучался технологии производства виски. Кроме знаний он прихватил с собой и шотландскую жену, дочь своего учителя, которую потом благодарные японцы назвали матерью японского виски.
Денег на собственное дело у Такэцуру не было, поэтому он устроился главным технологом на винокурню «Сантори» (которую и создали "под него"), однако лет через двадцать он уже смог основать своё предприятие под названием «Никка». И по сей день в Японии они остаются самыми крупными предприятиями. Есть ещё в Японии несколько винокурен, но они мелкие и принадлежат одному или другому гиганту.
В период Второй мировой войны производство виски сильно забуксовало, однако потом стало набирать обороты.
Переломным моментом, на наш взгляд, является первая победа японского виски на международном конкурсе. Произошло это в 2003м году на конкурсе International Spirits Challenge (ISC). Золотую медаль получил тогда двенадцатилетний «Suntory Single Malt Yamazaki».
В 2008 году журнал Whisky Magazine присудил титул лучшего виски года японской марке Yoichi (Ёичи или Йоичи), которая принадлежит компании Nikka. Тогда экспорт японского виски составлял всего около 1.5 миллиона долларов.
Время шло, виски проникал всё дальше и дальше, и к 2018му экспорт напитка составил уже 15 миллиардов йен (примерно 140 миллионов долларов).
В 2013м году знаменитый World Whisky Bible признал лучшим виски года ещё один напиток от Сантори («Suntory Single Malt Yamazaki 2013 cherry cask»).
Интересно, что компания Сантори постоянно расширяет своё влияние за пределами страны, скупая различные бренды, так в 2014 она приобрела знаменитый шотландский Laphroaig и создала в Японии его копию под названием Hakushu.
А в 2019м году компания Сантори решила закрыть одноимённую винокурню. От неё останется только склад, где будут выдерживаться бочки с дочерних винокурен (Hakushu, Hibiki, Torys, Yamazaki). Как раз на этом периоде наш график и заканчивается, поэтому мы и сами теряемся в догадках, как это отразится на японском виски. Хочется верить, что у Никка появится шанс увеличить свою долю в производстве виски.